Метод дедукции. Найди семь отличий!
Учим французский. Урок 10
Важное и главное... Порядок слов
.................................

Итак, приготовьтесь применить Ваши дедуктивные способности. Нервных прошу удалиться! Готовы? Проверим...

Шерлок Холмс (или, раз мы учим французский язык, лучше - Мегрэ), убийство, два предложения:

- Нож лежал на столе.
- На столе лежал нож.


Так, какая разница в этих двух предложениях ? С точки зрения того, что ножа на столе скорее всего уже нет, - никакой. Или же это рассказ о каких-то трагических событиях. Это понятно, так как глагол употреблен в прошедшем времени. А что Вы еще можете сказать ?

Представьте себе ситуации, в которых указанные выше предложения могли быть употреблены. Итак, у нас есть стол, нож и информация о том, что эти два физических предмета были объединены некоторыми отношениями. Вернее, эту информацию мы получаем из предложения.

Следуя предыдущему уроку, мы можем проанализировать эти два предложения с точки зрения порядка слов. В первом предложении порядок слов прямой, а во втором - обратный. Порядок слов говорит о том, какая информация для собеседника является новой (рема), а какая уже известной (тема).

Сравним ситуации:

1. Мегрэ сообщили, что убийство было совершено ножом. Таким образом, информация о ноже у него уже есть. Инспектор спросил, где находился нож, когда полицейские осматривали помещение. Ему ответили, что нож (известное) лежал на столе (новое).

2. Служанка вошла в комнату хозяина, подошла к столу. На столе (известное) лежал нож (новое). Ну, а под столом, лежал труп хозяина, да будет земля ему пухом, прости меня, Господи!


Ну, дорогой Ватсон, какой Вы делаете вывод? Оставим Ватсону осмотр трупа, а Мегрэ - проблемы распутывания убийства, а сами попытаемся сделать умозаключения по построению использованных фраз. Известное и неизвестное (тема и рема) в русском языке передаются порядком слов в предложении и падежами. Тема - на первом, рема - на втором. Во французском языке эту задачу выполняет так называемый артикль.


Сравним два предложения:

La tasse est sur la table (Ля та сэ сюр ма табль - Чашки стоит на столе). Une tasse est sur ma table (\н та сэ сюр lа табль - На столе стоит чашка).

По аналогии с ситуациями, в которых участвует господин Мегрэ, попробуйте описать ситуации, в которых могут быть употреблены данные предложения.



.................................


Уроки французского:

Урок 1 | Урок 2 | Урок 3 | Урок 4 | Урок 5 | Урок 6 | Урок 7 | Урок 8 | Урок 9 | Урок 10 |Урок 11 | Урок 12 | Урок 13 | Урок 14 | Урок 15


Made on
Tilda